Интервью с Дмитрием Лагуновым

Сергей Владимирович Гриневич, учитель информатики, выпуск 1999 - СВ.
Дмитрий Лагунов — дизайнер, один из основателей ШОРа, выпуск 1999.

— Расскажите о школе в целом в Ваше время.
Перед тем, как мы пришли в восьмой класс, школа переехала в маленькое здание детского сада: 2 этажа, 2 класса в каждой параллели — 8а, 8б, потом в 9-й пришел еще один класс. Потом выделили «умненьких» и «глупеньких». В «б» вошли люди поумнее, в «а» —не такие умные, а в «в» класс — все те, кто не туда и не сюда.
Маленькая школа — это определенно какие-то другие взаимоотношения между учениками и учителями. Другое ощущение от самой школы. Школа — второй дом. Из нее не хотелось уходить, после уроков всегда засиживались, общались, ходили на какие-то кружки, просто что-то делали вместе. Ощущение от школы как от дома, от чего-то родного.

— Учеба была сложной для Вас?
Это интересно. 99% из нас в предыдущих школах были все отличники, не просто хорошисты, а отличники. Я шел на три главы вперед по физике от своего класса, потому что было скучно, неинтересно, очевидно всё. Сдали все вступительные, поступили в школу. Началась первая четверть — никто ничего не понимает. Закончилась первая четверть, поголовно у всех с «два» на «три». Хотя вступительные у всех были хорошие.
Математика, физика в 8-м, в 9-м была веселой. Приходишь вроде как со знаниями, но понимаешь, что ты ничего не знаешь на самом деле. Но потом все постепенно вошло в норму, вместо двоек — тройки, вместо троек — четверки. В десятом классе вообще стало очень интересно.

— Школа с углубленным изучением математики, физики. А какие предметы были любимыми, эти же?
Математика, естественно, из-за учителя (Александр Алексеевич Корзняков). Физика тоже.

— Осталась ли любовь к точным наукам или Вы ушли в другие сферы?
Сложно сказать, но в принципе я занимаюсь дизайном, и это не совсем точная наука, но также связана с программированием. Ребенку математику объясняю я.

— Остались ли какие-то воспоминания о школе? Возможно, о внеклассной деятельности, связанной со школой?
Школу я вспоминаю. Юность — прекрасная пора, и все, что было хорошее, запоминается. Какие-то неудачи и потери не особо значимы. Оглядываешься, а это было почти 20 лет назад. Не верится. Ну, то есть я не считаю себя старым, но это полжизни назад. Вспоминается доброе интересное, беззаботное, это да.

— Раз уж заговорили по поводу выпуска, вы с кем-то до сих пор общаетесь, поддерживаете какую-то связь?
Есть один-два человека и все. Это, может, моя внутренняя особенность, я был только на одном сборище выпускников и то по какой-то случайности меня туда вытащили. Вижу мало кого. Может, я такой, суровый интроверт. Все по-разному устроены.

— Самый интересный вопрос, который меня лично интересовал: насколько вообще помогает высшее образование в дальнейшей жизни? Было ли ощущение, что с высшим образованием было бы намного лучше?
У меня его нет. Наверное, да, пригодилось бы.

СВ: Диплом или образование?
Образование или корочка. Большинство людей получают корочки. Получают бакалавра или специалиста и работают совершенно не по той специальности. Потому что корочки они получали для кого угодно, только не для себя. Я почти уверен, что в 18 лет невозможно определить, что тебе интересно. В 10—11 классе единицы людей это знают. Математик он, физик, дизайнер, врач. Не та история. Мне кажется надо пожить, посмотреть, как мир устроен. А потом уже заняться образованием. Именно с точки зрения того, что тебе самому нужно.
Была же определенная иерархия: ты заканчиваешь какое-то учебное заведение, тебя пристраивают на какое-то место, на должность. И все понятно. И вот это вот передалось и нам, от наших родителей. Некое понимание, что вот тебе нужно получить высшее образование, тогда у тебя будет место в жизни, тогда у тебя будет работа, все будет хорошо. Не будет. Очень многие люди с высшим образованием не могут найти себя в жизни. А ведь это самое главное — найти себя. Поэтому не в этом соль. Если бы у нас больше ценились знания в стране и было бы важно, что ты умеешь, в первую очередь, а не только то, какие у тебя корочки и т. п., тогда большинство вообще не стремилось бы к высшему образованию, хватает и средне-специального какого-то. Хватает того образования, которое он получает сейчас сам. Многие из вас сейчас быстрее учатся, смотря ролики на «YouTube», да и знают иногда гораздо больше, чем выпускники вуза. Да, узкоспециальная получается история, но имеет место быть.
Если мы говорим шире, о мире, то наше образование никому за границей неинтересно. Там прокатывают как раз галочки. У тебя есть бакалавр? — Да, классно. Документ государственного образца, никак не влияющий на знания. Ну, может фундаментально. Математика, физика — да, наверное. Все остальное им неинтересно.
— Среди дизайнеров какой процент людей с высшим образованием?
Такая же история и с программистами. У нас нет определенного четко выстроенного образования, большое количество самоучек. Если программирование можно немного усвоить, то это все равно в какой-то степени будет не то, что нужно. Это будут фундаментальные знания, базовое программирование. Но не то, что востребовано на рынке сейчас. Что касается дизайна, то в России только два места, где этому учат. Одно из них не по карману большинству. То есть ехать в Москву учиться за 300—400 тысяч в год — так себе история.
СВ: Он этого всего достиг благодаря самообразованию. Дистанционные курсы, без корочек. Как бы поучился, поучился, получил знания, молодец, заплатил денежку. Таких вариантов сейчас множество.
Корочка нужна была мне пару раз в жизни. Но меня не надо брать в пример, я сам себе хозяин. Если бы я работал классически: закончил школу, поступил в институт, получил высшее образование, устроился на работу — то да, на это бы смотрели. Я никогда не смотрю. Однажды ко мне пришла дизайнер и сказала: «Вот, я получила диплом». — Ну, хорошо, молодец. — Тебе не надо посмотреть на него? — Нет, не надо. Не в этом суть. Мотивация показать диплом — денег прибавить и только.
Что касается фиксации достижений — это не диплом, а портфолио. То есть если у тебя хорошее портфолио, можешь забыть, что у тебя есть диплом. И это зачастую очень сильно помогает.

Олеся Журавлева, Кирилл Марков,
8 класс