Интервью с Сергеем Евгеньевичем Полянским

Учитель — не ментор. Почему педагогам и школьникам важно сотрудничать
Статья из газеты «Аргументы и Факты»
№ 35 30/08/2017, Марина Медведева

Сергей Полянский, родился 8 июня 1954 г. в г. Тим, Курской обл. В 1977 г. окончил ВКИУ в г. Перми по специальности «Системы управления летательных аппаратов и технологическое электрооборудование к ним». В 1988 г. — математический факультет Витебского государственного пединститута. В Пермь приехал в 1991 г. Работал в школе № 9, а с 1994 г. преподаёт в школе № 146.
Сергей Полянский более 20 лет преподаёт в школе № 146. Его выпускники учатся в лучших вузах страны и работают по всему миру. Золотой медалист Международной олимпиады по физике 2017 года Василий Югов — тоже его ученик. У педагога даже есть своеобразный фан-клуб. Школьники посвятили ему страничку в социальной сети.

Марина Медведева: Вы видели эту страничку?
Сергей Полянский: Не видел, так как соцсетями не пользуюсь. Убеждён, что человек должен жить в реальном мире. И детям говорю то же самое. Мне кажется неверным подменять реальную жизнь виртуальным общением. Интернет может быть полезен только в том случае, если необходимо получить какую-то информацию или пообщаться, если нужно. Но проводить в Сети часы — это потеря времени. Также негативно я отношусь к электронным учебникам. Печатная книга согревает и настраивает ребёнка на совершенно иной лад в учёбе. У электронного учебника такого свойства нет.

— И тем не менее эта страничка — детское признание. Значит, вы нашли к ним подход. Поделитесь, в чём секрет.
Трудно сказать. Могу только ответить, что для меня важно сотрудничество с учениками. Учитель не должен быть ментором. Он, скорее, сотоварищ в учёбе. Я, например, по натуре человек сомневающийся, поэтому всегда стараюсь обращаться к разуму детей. Именно это — сотрудничество учителя и ученика — отличает нашу школу от множества других. Самое главное, как мне кажется, то, что в общении мы взаимно обогащаем друг друга. Есть такие вещи, которых мы, педагоги, не знаем. И такое взаимообогащение позволяет выстраивать более верные отношения. К сожалению, в последние два десятилетия наша система образования старательно отказывается от воспитательной функции. А ведь именно это в процессе становления ребёнка самое главное. Без воспитательной составляющей все усилия педагога почти напрасны. К нам приходят обычные дети, которых много в городах и на селе. Но в процессе взросления и общения с учителями и сверстниками внутри школы они становятся другими.

— А какие они — ваши ученики?
У них не потерян интерес к знаниям, они ставят высокие цели, к которым хотят идти. А если есть такая цель, то в неё необходимо вкладываться. Они не озабочены тем, чтобы через два-три года успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Это естественный результат учёбы, потому что даже наши троечники поступают на бюджетные отделения высших учебных заведений страны. Кстати, по итогам этого года всего один из 90 выпускников получил золотую медаль. В Пермском крае, если не ошибаюсь, более 700 медалистов. И это настораживает. А вот результаты ЕГЭ уже не столь впечатляющие.
Возьмём математику. С одной стороны, средний балл по этому предмету вырос, но это ровным счётом ни о чём не говорит. Сейчас достаточно много детей сдают не профильный, а базовый экзамен, поэтому говорить о повышении уровня знаний в этой сфере пока нельзя. Кроме того, если бы подсчёты вели так же, как в прежние годы — за половину выполненного задания давали по три балла, — то большинство учеников получили бы двойки. Тем временем без крепких базовых знаний в области математики невозможно развитие фундаментальной науки, инженерного дела. Да, в Перми есть уникальные школы, которые делают крен в сторону профессиональной подготовки. Но скажите, как можно готовить инженеров, если ребёнок плохо знает точные науки?

— С чем, по вашему мнению, связано падение уровня знаний?
Дети сейчас стали меньше читать. Это очень важный момент. Не читая, ты не учишься анализировать, глубоко вникать во что-то. А точные науки всё это предполагают. В свою очередь, знание физики и математики многое даёт: развивает аналитическое мышление, учит правильно оценивать различные ситуации, принимать взвешенные решения. Правда, с другой стороны, получается горе от ума. Человек начинает видеть много противоречий в жизни.

— Кто в вашей школе может рассчитывать на золотую медаль?
Очень усидчивый ребёнок с хорошими задатками, который ровно распределяет свои усилия на все предметы. Но те дети, которые «сверкают», выдающиеся ребята, медалистами не становятся. Для достижения высоких целей — например, победы на международных олимпиадах — нужно много сил. На все предметы их уже не хватает. К тому же такие дети самодостаточны и очень умны — их мало прельщают медали.

— Им нужна особая программа?
Всё, что касается таких ребят, выходит далеко за рамки школы. Уже в десятом классе они справляются с такими задачами, которые даже я не могу быстро решить. Однако направлять их необходимо, потому что поступательное движение вверх основывается только на том неподдельном интересе, который должен быть у ребёнка к освоению того или иного предмета. Поддерживать этот интерес — самое трудное в работе педагога.

— Как разглядеть талантливых детей?
Заметить, что ребёнок одарённый, можно по походке, по повороту голову, по тому, как он улыбается и на что-то реагирует. Дело не в том, как разглядеть одарённость, а как её не потерять и развить. Всё зависит от того, в какую среду попадает ребёнок. Если среда резонирует с его интересами, то он развивается. А для этого нужны самоотверженные люди, учителя, которые просто делают своё дело. Иначе ничего не получится.

— Чему вас учат ваши ученики?
Непосредственности, доброте, терпимости и умению прощать. Как мне кажется, в наших школах главным достоинством детей является то, что они могут прощать старшим почти всё, а мы не всегда делаем то же самое. Считаю, что нужно уметь исправлять свои ошибки и при необходимости извиняться перед детьми, если учитель был неправ.